Куркова Наталья Игоревна, воспитатель детского сада

«Мой аквариум огромный, как домашний океан…»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №72 «Дельфинёнок»

Группа № 2 «Кораблик»

Краткосрочный проект 

«Мой аквариум огромный, как домашний океан…»

 

 

Воспитатели: Куркова Н.И.

Павлова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

г.Железногорск 2021г

Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно
И живёт на радость мне.

И.Коньков

 

Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети средней группы 4-5 лет.

Состав проектной группы: педагоги группы, дети, родители.

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский, краткосрочный.

Проблема.

Дети имеют недостаточно представлений о видах рыб, жителях аквариума, условиях их обитания и приспособления к этим условиям.

Актуальность:

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей аквариума; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект  предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.

 Просмотр видеофильмов, чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разнообразием аквариумного мира (видами рыб, улитками, растениями) - познакомить со строением и жизнедеятельностью аквариумного мира;

- стимулировать  поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме, активизировать познавательную деятельность детей и родителей к объектам живой природы.

Развивающие:

 - развивать коммуникативные навыки, с помощью взрослого планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;

- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, через знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности с взрослыми (родителями и педагогами);

- развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому, умение работать в группе, договариваться);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Работа с родителями:

- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада;

- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и участия дошкольников в проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

* дети будут иметь представления об обитателях аквариумного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания,;

* у детей будет сформировано умение получать информацию с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы);

* у детей появятся новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;

* активизируется, и обогатиться речь, дети научатся использовать в речи образные выражения, составлять небольшие описательные рассказы об аквариумных обитателях;

* дети научатся отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;

* будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;

* обогатиться и пополниться новым играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: презентация проекта на педсовете ДОУ, макета аквариума. Оформление информационного альбома «Аквариумные рыбы», организация творческих выставок.

Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

•Беседы и проблемные ситуации

Дидактические, словесные, подвижные игры.
Продуктивная деятельность детей: домашнее задание на тему проекта, коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
Сюжетно-ролевая игра «Путешественники»
Оформление выставки книг и рисунков «Аквариумные  рыбки»
Работа с родителями: собрание «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Нужен ли ребенку дома аквариум?»
Изготовление презентации « Мой аквариум огромный…»

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

ООД (ознакомление с окружающим миром) «Аквариумный мир»
ООД (рисование) «Рыбки в аквариуме»

ФЭМП «Посчитай рыбок»

ООД (лепка) «Красивые рыбки»
Совместная деятельность:
Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
Проблемная ситуация «Как сохранить чистоту в аквариуме?»
Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнет вода в аквариуме?»
Проблемная ситуация «Если не будет улиток?»
Отгадывание загадок «Мир рыб»
•Д/и «Кто где живет?», «Кто чем питается?»,  «Четвертый лишний», «Сходства и отличия», «Узнай рыбу по описанию»

Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля. Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивать умение анализировать проблемные ситуации, находить выход из них, аргументировать свои предложения и идеи.

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

СОД (речевое развитие): составление описательных рассказов о рыбах, опираясь на картинки, схемы.

Совместная деятельность:

Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок
Разучивание индивидуальных стихотворений о рыбах
Д/и: «Поймай больше слов», «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чей хвост?», «Расшифруй рыбу», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Расскажи»

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Упражнять в звуковом, буквенном анализе и синтезе.
Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

ООД (Художественно-эстетическое развитие): рисование «Аквариумные рыбки»

Совместная деятельность:

Чтение и прослушивание:

Владимир Сутеев -Как я ловил рыбу,

Евгений Пермяк-Первая рыбка, 

Сказка о маленькой рыбке,

Евгений Чарушин -Кот и рыбки

Чтение стихотворений о рыбах
•Народные пословицы, поговорки, загадки о рыбах
Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителям

· Изготовление макета «Аквариум»

· Изготовление мобиля «Рыбки в аквариуме»

Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Закреплять технические приемы изодеятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказыванию небольших текстов о разных рыбах.

Физическое развитие

Совместная деятельность:

Комплексы пальчиковых гимнастик

Физкультминутки

Подвижные игры: «Ручеек», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется»

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются: занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение научной литературы и художественных произведений (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки), рассматривание демонстрационных пособий и альбомов, просмотр документальных фильмов, презентаций, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики.

 

Практическая значимость проекта

 

Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений об объектах живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.

Для педагогов группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними об охране окружающей среды, приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Аквариумные рыбки»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.

Этапы проекта

1 этап: Подготовительный (1 - 7февраля)

- изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста;

- подобрать научную и художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о рыбах и других обитателях аквариумного мира;

- подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- пополнить развивающую среду дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик;

- составление плана совместной деятельности с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, спорт-инструкором;

- провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Нужен ли ребенку дома аквариум?»

- помощь родителей в сборе научной и художественной литературы для оформления выставки книг по теме проекта.

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию (8 февраля)

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбы.)

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум.)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Воспитатель: правильно, ребята. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах и других подводных обитателях? Чем рыбы отличаются от других животных? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Что бы вы хотели еще узнать об акариумныхх обитателях? Как это сделать? Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

 

3 этап: Реализация проекта (с 7– 15 февраля)

 

Календарно-тематическое планирование

Основные мероприятия

Дата

Содержание деятельности

Участники

Воскресенье

7 февраля

 Совместное творчество детей и родителей

Изготовление рыбки из бросового материала

Подбор ракушек, пластмассовых  водорослей для макета аквариума

Дети

родители

Понедельник
8 февраля

Утро (совместная деятельность):

•Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах

Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб
Д/и «Кто где живет», «Поймай больше слов»
П/и «Удочка», п/г «Налим»

ООД

ООД (ознакомление с окружающим миром) «Аквариумный мир»

Просмотр познавательного фильма «Аквариумные рыбы»

Воспитатели
Дети

Воспитатели
Педагог дополнительного образования

II-пол. дня:

Рассматривание книг и энциклопедий о рыбах на выставке
П/и «Ручеек»
Прослушивание аудиозаписи Владимир Сутеев -Как я ловил рыбу,

Изготовление макета аквариума

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед

Вторник
9 февраля

Утро (совместная деятельность):

Чтение стихотворений о рыбках
Д/и «Кто чем питается»
П/и «Летучая рыба», физкультминутка «Ерши»
С/р игра «Путешественники»

ФЭМП « Посчитай рыбок»
Проблемная ситуация «Как сохранить чистоту в аквариуме?»

Разучивание скороговорки о рыбе и крабе

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед

II-пол. дня:

Просмотр видеофильма об аквариумных обитателях
Д/и «Кто где живет», «Назови ласково», «Семейка слов»
П/и «Удочка»

Лепка «разные рыбки»

Изготовление мобиля «Аквариум»

Воспитатели
Дети

Среда
10 февраля

Утро (совместная деятельность):

Разучивание скороговорки о рыбе и крабе
Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
Д/и «Узнай по описанию», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»

ООД

ООД(речевое развитие) Составление описательных рассказов о рыбах

ООД (рисование) «Аквариумные рыбки»

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед

II-пол. дня:

Д/и «Подскажи словечко», «Что изменилось?»
Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнет вода в аквариуме?»

П/и «Караси и щука»
Загадывание загадок о рыбах
•Оформление выставки рисунков «Аквариумные рыбки»

Воспитатели
Дети
Педагог дополнительного образования

Четверг
11 февраля

Утро (совместная деятельность):

Чтение рассказа Евгений Чарушин -Кот и рыбки
•Д/и «Расшифруй рыбу по схеме», «Четвертый лишний»
Повторить скороговорку о рыбе и крабе
•П/и «Караси и щука», физкультминутка «Ерши»
Разучивание пословиц и поговорки о рыбах

Аппликация  «Жители аквариума»

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед

II-пол. дня:
•Игра-викторина по теме проекта
•Проблемная ситуация Если не будет улиток?»

•Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб»
•Прослушивание аудиозаписи Евгений Пермяк-Первая рыбка

Оформление выставки «Жители аквариума»

Воспитатели
Дети

Пятница
12 февраля

Утро (совместная деятельность):
Д/и «Четвертый лишний», «Расшифруй рыбу по схеме», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
Чтение сказки о маленькой рыбке

ООД

ООД(ручной труд) «Аквариум» - коллективная работа

Воспитатели
Учитель-логопед
Дети
Воспитатели

II-пол. дня:

Конструирование «Разные рыбки»
П/и «Море волнуется»
Д/и по желанию детей по теме проекта

Воспитатели
Дети

Суббота, воскресенье

13,14 февраля

Совместная деятельность детей и родителей

Просмотр мультфильма Малышарики Сезон 1 серия 115 «Дом для рыбки», «Спокойной ночи , малыш»

Просмотр энциклопедий, чтение художественной литературы об аквариумных обитателях

 Дети

родители

Понедельник
15 февраля

Оформление презентации «Мой аквариум огромный…»

Воспитатели
Учитель-логопед

 

4 этап: Заключительный

Представление проекта на педсовете ДОУ, в различных педагогических конкурсах.

Список использованной литературы:

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми   / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.

4. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008.

6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.

8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

9. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.

3 октября 2022 в 05:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.