Куркова Наталья Игоревна, воспитатель детского сада

«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР»

Актуальность темы.

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет  облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.

Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но так же от уровня сформированности психических процессов - внимания, памяти, пространственных представлений.

Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.

Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора темы саморазвития  «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР».

Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов.

Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки.

При отборе содержания коррекционно-развивающей деятельности с детьми основное внимание уделялось на игровую деятельность. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.

Для развития графического навыка следует использовать:

· рисование линий: прямые дорожки, фигурные;

· рисование по точкам, по контурам по клеточкам;

· выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

· пальчиковую гимнастику;

· упражнения на освоение предметных действий.

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на:

· правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

· Прямые дорожки:

ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

· Фигурные дорожки:

ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

· Рисование по точкам:

ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

· Рисование по контурам:

ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

· Рисование по клеточкам:

На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:

· вертикальные (сверху вниз);

· горизонтальные (слева направо);

· наклонные;

· «клубочками» (круговые движения руки);

· полукругами.

Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

· Пальчиковая гимнастика, самомассаж рук для развития мелкой моторики рук

· Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.

Освоение предметных действий.

Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.

Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:

· графические дорожки;

· обводка;

· соедини по точкам;

· закрашивание;

· трафарет;

· графический диктант;

· рисование по клеткам.

Данный план работы по развитию графомоторных навыков рассчитан на 1 занятие в неделю.


 

Месяц

Формы работы

Самореализация

С детьми

С родителями

Сентябрь

 

Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый  для работы с детьми и родителями.

-Пальчиковая гимнастика (Осинка, Огород, Компот)

-Лабиринт

-Штриховка

-Путаница

-«Обведи овощ и раскрась»

-д / и «Чья тень?», «В какой руке?»

- Найди и раскрась букву

( А) 

Анкета для родителей  «»

Октябрь

 Консультация для воспитателей «Пальцы помогают говорить»

-Пальчиковая гимнастика (Малинка, По дорожке за грибами)

-выложи по образцу «Корзинка» (счетные палочки)

-обведи по точкам

-д / и «Что справа, что слева?», «Передай другому»( рисование на спине буквы)

-Лабиринт

-Штриховка

- Найди и раскрась букву

( О)

Консультация для родителей «Развиваем руки- развиваем речь»

Ноябрь

Оформление уголка в группе по теме самообразования.

-Пальчиковая гимнастика (Птичья стайка, Мишка, Кошка)

- работа в тетради  (ориентировка в клетке, вертикальные палочки, Дорожка)

- штриховка

-д / и «Найди рисунок похожий на образец», «Чья тень?»

- « Найди и раскрась цифру 1

-путаница

- обведи по точкам и раскрась

-д / и «Кто , где спрятался»

 Выставка пособий

«Игры на развитие  мелкой моторики рук»

Декабрь

Оформление папки-передвижки для педагогов  « Развитие графомоторных навыков у дошкольников в домашних условиях »

-Пальчиковая гимнастика (Снежинка, В зале шум)

-Лабиринт

-«Обведи и заштрихуй по образцу»

-д / и «Назови соседей», «Солнышко», «Найди отличия»

-Найди и раскрась цифру 2

- «Найди рисунок похожий на образец»

Работа в тетради

( Продолжи ряд, горизонтальные палочки, Дорожка)

Папка-передвижка:  «Игры с пальчиками»

«Формированиеграфических навыков у дошкольников»

Январь

 Изготовление буклетов для педагогов  «Формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков как способ подготовки детей старшего возраста к письму »

-Пальчиковая гимнастика  (Строим дом, Строители)

-Найди и раскрась букву цифру 3

-Лабиринт

-Штриховка

- Работа в тетради (Заборчик, Продолжи ряд, Сделай как я)

-д / и «Передай другому», « Чего не хватает?» , « Чья тень?»

-«Обведи по точкам»

Информация в уголок для родителей

« Крупная польза мелкой моторики»

Февраль

Выступление по теме на педчасе «Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками»

-Пальчиковая гимнастика  (Транспорт, По  дорогам)

-Найди и раскрась цифру 4

 -Работа в тетради (Геометрический диктант, раскрась определенным цветом на листе, наклонные линии , Повтори рисунок)

-д / и «Найди рисунок похожий на образец», «Чего не хватает?»

-«Сделай рисунок одинаковым»

-Обведи и заштрихуй по образцу

-Путаница

-д / и «Что ты видишь»

- Консультация  «Слышит ли рука глаз?»

Март

Круглый стол с педагогами старших групп «Развитие графомоторных навыков у детей старшей группы.»

-Пальчиковая гимнастика ( Весна, Рябинушка , Колокольчики)

-Работа в тетради( Продолжи ряд, дорисуй узор, Наклонный заборчик, Раскрась определенным цветом

-Лабиринт

- Игра « Отгадай- где»

-«Найди рисунок похожий на образец»

-д / и «Чья тень?»,« Роботы»

- игра «Скажи, где стоят игрушки»

-Найди и раскрась цифру 5

Консультация  «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Апрель

Публикация материала на педагогических сайтах

-Пальчиковая гимнастика (Профессии, На ракете полечу, Инструменты)

-«Найди отличия»

-Путаница

- «Чего не хватает»

-«Сделай рисунок одинаковым»

-«Обведи по точкам и раскрась»»

- Игра « Разложи так , чтобы…

-Работа в тетради ( Дорожка, Повтори рисунок, Раскрась определенным цветом)

-Раскрась по цифрам  рисунок

Буклет «Гигиенические правила письма.»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

-Пальчиковая гимнастика (Цветы , Праздник, Наша улица)

-«Найди рисунок похожий на образец»

-Лабиринт

-Путаница

- «Найди отличия», «Чего не хватает»

-«Обведи и заштрихуй»

- Игра « Зеркало», « Лицом к друг другу»

-Работа в тетради (Дорисуй  вторую половину, Продолжи ряд, Цифры

- Раскрась по цифрам рисунок

Консультация : «Ум на кончиках пальцев»

 

27 мая 2022 в 04:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.