Куркова Наталья Игоревна, воспитатель детского сада
«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР»Актуальность темы. Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости. Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи. Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но так же от уровня сформированности психических процессов - внимания, памяти, пространственных представлений. Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора темы саморазвития «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей с ОНР». Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук? Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов. Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки. При отборе содержания коррекционно-развивающей деятельности с детьми основное внимание уделялось на игровую деятельность. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности. Для развития графического навыка следует использовать: · рисование линий: прямые дорожки, фигурные; · рисование по точкам, по контурам по клеточкам; · выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. Для развития мелкой моторики рук следует использовать: · пальчиковую гимнастику; · упражнения на освоение предметных действий. При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур. При выполнении упражнений следует обращать внимание на: · правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность. Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. · Прямые дорожки: ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги. · Фигурные дорожки: ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. · Рисование по точкам: ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется. · Рисование по контурам: ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. · Рисование по клеточкам: На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу. Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки) Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: · вертикальные (сверху вниз); · горизонтальные (слева направо); · наклонные; · «клубочками» (круговые движения руки); · полукругами. Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. · Пальчиковая гимнастика, самомассаж рук для развития мелкой моторики рук · Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах. Освоение предметных действий. Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности. Основные направления работы по формированию графических навыков у детей: · графические дорожки; · обводка; · соедини по точкам; · закрашивание; · трафарет; · графический диктант; · рисование по клеткам. Данный план работы по развитию графомоторных навыков рассчитан на 1 занятие в неделю.
27 мая 2022 в 04:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.